НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

c 5 марта по 26 маяМосква
Брейгель А. Натюрморт с фруктами, цветами, фигурой мальчика и путто. Фландрия XVII век. Холст, масло. 124,5 х 199,5 см.
Эмполи (Якопо Кименти). Натюрморт. Италия. Около 1625. Холст, масло. 76х115 см.
Лондонио Ф.Л. Натюрморт с зайцем и битой дичью. Италия. XVIII. Холст, масло. 63,5х77 см.
Беттера Бонавентура. Натюрморт с музыкальными инструментами. Италия. XVII век. Холст, масло. 92х115   см.
Фогелар К. Букет цветов с тюльпанами в вазе со скульптурным изображением женской фигуры. Италия. XVII век. Холст, масло. 95,9х71,9 см. (прямоугольник)
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет проект «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» — первую выставку итальянского натюрморта в России. Выставочный проект откроет посетителям новые имена и расскажет об обновленных атрибуциях. В экспозиции будут показаны свыше 70 произведений из российских собраний и частных собраний.

В представлении не только широкого зрителя, но и историков искусства, жанр натюрморта ассоциируется прежде всего с Голландией, где он во многом определил лицо национальной живописной школы, а со временем превратился в своего рода эталон жанра. Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь в 1920-х годах и стал одним из открытий XX века. Эта немаловажная грань истории искусства остается в России малоизвестной не только широкому зрителю, но и специалистам, а между тем она существенно дополняет представление о стиле барокко, об искусстве Италии XVII-XVIII веков. Живопись итальянского барокко невозможно представить без натюрмортов, не только служивших для украшения городских палаццо и загородных вилл, но отразивших дух и мировосприятие той эпохи.

Обращение к теме итальянского натюрморта представляется весьма актуальным потому, что в российских собраниях находится большое число произведений высокого художественного уровня, которые начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине Великой. До настоящего времени они практически не становились предметом научного анализа, и значительная часть работ сохранила давно устаревшие определения авторства. Будучи неопубликованными, эти произведения остаются вне мирового научного оборота. Из сказанного вытекает главная задача выставки - показать собранными вместе произведения из разных музеев и частных коллекций. Многие из них зритель никогда не видел, поскольку место их постоянного пребывания - запасники.

Еще один чрезвычайно важный аспект выставки - определение авторства произведений, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Эта задача непростая, поскольку итальянские живописцы редко ставили на своих работах подписи, не говоря о датах. Многие атрибуции были уточнены и исправлены куратором выставки доктором искусствоведения Викторией Марковой, которая на протяжении всей своей научной деятельности не выпускала эту тему из поля своего внимания. Так, открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы, но Виктория Эммануиловна установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. В процессе реставрации произведения, находящегося в собрании Государственного Эрмитажа, была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко.

Выставка "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко" является выставкой-открытием. Это и открытие самого факта, что в Италии, стране классической культуры, натюрморт пользовался спросом и имел широкое распространение, а возникавшие здесь формы и композиции получали общеевропейское признание. Сегодня благодаря продолжающимся исследованиям мы понимаем, что итальянской школе XVII века принадлежит значительное место в развитии этого жанра. Именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала значительное влияние на творчество художников других стран. Неожиданным открытием для зрителей будет и сам характер итальянского натюрморта, непохожего на то, как этот жанр понимали мастера северной Европы.

Многообразием натюрмортных композиций итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. В Италии большую роль играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и "рыбных уловах", в Бергамо - на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти.

Имена, представленные на выставке, новы для российского зрителя: это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванный Мальтезе, Микеланджело Черквоцци, флорентинец Якопо да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.

Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания, представленная в центре Белого зала. Его творчество вызывает большой интерес, особенно его антропоморфные портреты-метаморфозы, составленные из плодов, фруктов, предметов. В известном смысле Арчимбольдо предвосхитил появление натюрморта как самостоятельного жанра, но он был не одинок. Во Флоренции работал Якопо Лигоцци, автор картины на тему vanitas из собрания ГМИИ и четырех превосходных рисунков с изображением рыб из собрания Эрмитажа, которые на выставке экспонируются впервые.

В рамках выставочного проекта также подготовлены каталог, образовательная и инклюзивная программы. В настоящее время Виктория Маркова готовит к выпуску книгу "От Караваджо до Моранди. Истоки и развитие итальянского натюрморта". В качестве приложения в издании будет опубликован полный каталог итальянских натюрмортов, находящихся в собраниях России и бывших республик Советского союза, над которым автор работала на протяжении многих лет.

Участники выставки: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник "Петергоф", Государственный музей-заповедник "Гатчина", Государственный музей-заповедник "Павловск", Государственный дворцово-парковый музей-заповедник "Останкино и Кусково", Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей имени П.П. Иванова, Смоленский государственный музей-заповедник, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, частные собрания.

Выставка откроется 5 марта и продлится до 26 мая. Куратор выставки - Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Место проведения: Белый зал, колоннада, залы 19-20 Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Волхонка, 12).

www.museum.ru/N84346
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.05.2024  x    ?  


Акция «Ночь в музее» в Москве

Акция "Ночь музеев" в Санкт-Петербурге

Акция «Ночь музеев» в Историческом музее

«Ночь музеев» в Третьяковской галерее

Ночь музеев – 2024 в Эрмитаже. Эрмитажная энциклопедия

"Сиреневая ночь" в Музейном городе ВДНХ

«Ночь музеев» в филиале Исторического музея в Туле

Самая музейная ночь в году

Музей русского импрессионизма приглашает на «Ночь музеев»

«Ночь музеев» в Музее имени Андрея Рублева

Ночь музеев в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Ночь музеев "Счастье" в Музее Сурикова: Россия и Индия - рецепты семейной жизни и домашнего уюта

Акция «Ночь в Дарвиновском музее»

«Ночь музеев» в Музее Победы

«Ночь музеев» в Музее-заповеднике «Архангельское»

В огромном городе моём ночь... Московский музей современного искусства приглашает на "Ночь в музее"

"Ночь музеев" в Русском музее

Музей архитектуры на "Ночи музеев" 2024

Ночь музеев 2024 в филиалах Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Ржевский филиал Музея Победы присоединится к акции «Ночь музеев»

Пять самых ярких событий Музейной ночи в Новосибирском краеведческом музее

Ночь музеев 2024 в Музее Достоевского

"Ночь музеев" в Кировском краеведческом музее

«Ночь музеев» в филиале Музея Победы «Главные Оружейные Реликвии Армии»

Всероссийский музей декоративного искусства приглашает на Ночь музеев - 2024

Ночь музеев в Военно-медицинском музее

Всероссийская акция «Ночь музеев» в Бородинском музее

Иркутский музей декабристов приглашает на Ночь музеев

Ночь музеев 2024 в Псковском музее-заповеднике

Красногорский филиал Музея Победы присоединится к акции «Ночь музеев»

Акция «Ночь музеев» в Угличском музее

Пушкинский музей примет участие в ежегодной акции "Ночь музеев"

Ночь музеев 2024 в Томском художественном музее

Ночь в Гродековском музее - 2024

Программа научных чтений «Род Толстых в документах и памятниках»

Выставка «Николай Рерих. В поисках легенды» в Музее им. В.И. Сурикова

«Война: день за днем». Выставка о Центральной женской школе снайперской подготовки в Музее Победы

Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна»

Текст и образ. Неисчерпаемый мир исламского шамаиля

Межмузейный выставочный проект "Чудо Преображения" в Изборске

Доспех Печального рыцаря XVI века выставлен в царскосельском Арсенале

Весенний праздник фонтанов - 2024 в Петергофе

Проект "НИИ Филаретова" в Московском музее современного искусства

Выставка "Архитектор Александр Никольский. К 140-летию со дня рождения" в Петропавловской крепости

Литературный фестиваль «Про Речь» в Усадьбе Мураново

Выставка «Сказки московской майолики» в Музее ВДНХ

"За гранью видимого". Фотоработы Светланы и Эмилии Крузе

Бородинский музей ХХ век. Люди и годы

В Петербурге открывается музей, созданный в коллаборации с искусственным интеллектом

Фестиваль "Такой Зощенко?!" в Санкт-Петербурге

Научно-выставочный проект РАХ «Наука и искусство - пути познания», посвященный 300-летию РАН

Выставка "Пушкинская эпоха" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Бахрушинский музей открывает в Париже фотовыставку о Ролане Пети

Евгений Аверин. Объекты инверсивной силы

Выставка «Архитектура жизни» в Музее деревянного зодчества, г. Томск

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Устойчивость: что такое быть разумным с точки зрения природы"

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Круглый стол «Современная фотография в музее» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru