«Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать,
человек проходит последний лабиринт».
Майкл Эртон
У него есть множество обличий. Во все времена его боготворили, ему поклонялись и его проклинали. Нам он известен под самым древним из своих имен — «Лабиринт».
В мировой истории нет символа более актуального и востребованного, чем лабиринт. Невероятно, но факт! Не было еще эпохи, в которой лабиринт остался бы незапечатлённым: петроглифы неолита, древнеиндийские храмы, великие лабиринты Египта и Крита, мозаики Рима, лабиринты готических соборов средневековья, образы ренессансного искусства, барокко XVII столетия — культ лабиринта стойко пережил все катаклизмы мировой политики, эстетики и религиозных переворотов и успешно расцветает в наши дни. Европа и Америка покрываются лабиринтообразными постройками, организуются целые сообщества, пытающиеся достичь через лабиринт гармонии и совершенства. В целом, можно сказать, что каждая эпоха и культура находит и пытается пройти свой лабиринт. Подобной попыткой является и выставка «Лабиринт» в Государственном Дарвиновском музее.
Представление о лабиринте менялось с течением времени, смешивая научные знания и фантастические домыслы: ужас, преследующий наяву и в ночных кошмарах; воплощённая погибель; дорога в никуда; долгий путь к бессмертию, гармонии и совершенству. Но всегда лабиринт - это ключ к знанию, которое человеческий разум может не выдержать, и расплачиваться придётся обликом и естеством.
Пытаясь отразить это, авторы проекта сделали ключевым понятием выставки слово «метаморфоза». Ведь, по существу, лабиринты — это механизмы трансформаций. Там, где лабиринты простирают свое влияние, пространство искажается и начинает жить по иным законам. Любой предмет, попавший в лабиринт, преображается в нечто совершенно иное.
В трёх ярусах выставки (первый из которых посвящён современному лабиринту, второй — лабиринту в архаике и третий — лабиринту в природных структурах) заложена попытка пройти путь, проделанный человечеством в лабиринте мироздания, только наоборот, вспять, в поисках истока и смысла.