НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Северное Возрождение или история мастера из Нюрнберга (Albrecht Durer)

24 июля 2007
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен
Альбрехт Дюрер. Заяц, 1502. Музей Альбертина, Вена
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1507. Прадо, Мадрид
Альбрехт Дюрер. Праздник четок, 1506. Национальная галерея, Прага
Альбрехт Дюрер. Четыре апостола, 1526. Старая Пинакотека, Мюнхен
История итальянского Ренессанса начинается в XIV веке. Рождение же Северного Возрождения состоялось лишь через два столетия. Правда, некоторые ученые и вовсе сомневаются в его существовании. Возрождение для стран Севера Европы "открыл" Альбрехт Дюрер (1471-1528), художник из Нюрнберга.

Хотя первый успех пришел к Дюреру с серией гравюр, посвященных апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, ждавшая конца света и появления Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. К работе над "Апокалипсисом" Дюрер приступил в возрасте 25 лет. Незадолго до этого молодой художник вернулся из длительных странствий по западным областям Германии и северу Италии (однако в этой работе об этом практически ничто не напоминает). А благодаря удачной женитьбе, устроенной отцом, художник сразу же смог открыть в Нюрнберге мастерскую. И приступить к "прививке" ренессансных идей на немецкую почву.

Интересно, что сегодня популярностью пользуются не только крупные живописные работы мастера, провозглашающие наступление новой эпохи в искусстве Севера, но и акварели. Например, знаменитое изображение зайца из венской коллекции (1502, Альбертина) относится к числу наиболее часто воспроизводимых творений Дюрера.

Закономерно, что изменить статус художника в сознании жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его появления живописцы, скульпторы и граверы в Северной Европе считались простыми ремесленниками. Традиция приписывает художникам Возрождения особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сконцентрирован в первую очередь на самом себе. Такого количества автопортретов (первый из которых был создан художником в 13 лет) не написал ни один мастер той эпохи. Особое внимание привлекает автопортрет 1500 года, хранящийся в Старой Пинакотеке Мюнхена, где облик Дюрера неизменно заставляет вспомнить изображения Христа. В Средние века Бога порой сравнивали с художником, эпоха Возрождения изменила приоритеты. Отныне художника уподобляют Богу.

В юности Дюрера окружали тонкие, закутанные в пышные драпировки фигуры готических святых. Он десятилетиями воспитывал в себе классический вкус и призывал к этому своих коллег. Однако традиции Севера были таковы, что даже столь ярый проповедник величия античного искусства, как Дюрер создал за всю жизнь лишь одну картину на сюжет из древней мифологии - "Геракл, убивающий Стимфалийских птиц" (Старая Пинакотека, Мюнхен). В то время как в Италии мифологические сюжеты успешно конкурировали с религиозной живописью. Дюрер так никогда и не обрел той свободы в изображении наготы, отличавшей произведения итальянских мастеров.

Ренессанс и традиции готического искусства постоянно боролись в душе Дюрера. Отсюда неоднозначность в оценке его наследия. Если говорить об идеях Возрождения то, пожалуй, наиболее ярко они воплотились в живописном диптихе "Адам и Ева" (1507), который украшает коллекцию Прадо, и на одноименной гравюре 1504 года. А в 1506 году в Венеции, куда он поспешил уехать, спасаясь от чумы, художник написал еще одну картину близкую мировосприятию итальянских мастеров (именно эта карина подарила Дюреру признание итальянских коллег) - "Праздник четок" (Национальная галерея, Прага). Кроме того, некоторые историки искусства склонны видеть не только алтарный образ, но и комментарий к событиям, происходившим в Италии в то время, когда Дюрер работал над ней. Будто стремясь утвердить свое право называться художником Ренессанса, Дюрер в своей последней живописной работе "Четыре апостола" (1526, Старая Пинакотека) достигает нового уровня мастерства и понимания духа идей Возрождения.

К концу XV столетия, времени появления первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было забыто. Эпоха Античности, золотой век искусства, вот чем он грезил, вот царство завоеванию которого Дюрер посвятил свои практические и теоретические труды. Почитая и страстно любя рационалистическую итальянскую теорию искусства, в своем творчестве Дюрер сочетал ее с немецким мистицизмом и почти романтическим индивидуализмом. В его стремлении постигнуть тайну идеальных пропорций художника подхлестывало страшное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, дабы сохранить положение своей школы. Но, в итоге Дюрер отказывается от попытки математического познания красоты и обращается к природе. Ибо он пришел к мысли, что лишь Богу ведома какая из человеческих форм совершенна, человеку это, увы, знать не дано.

(с) Музеи России

Сайт Прадо: http://museoprado.mcu.es/home.html

Старая Пинакотека: http://www.pinakothek.de/alte-pinakothek/

Альбертина: http://www.albertina.at

www.museum.ru/N29538
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 29.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Открытие летнего сезона в Петергофе

Археологический феномен. Между прошлым и будущим

«По России в свите Наследника…»

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

Выставка «Всегда помним» во Всероссийском музее декоративного искусства

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Тепло дворянских гнёзд» из коллекции музея-заповедника «Коломенское» в Туле

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Выставка художника Игоря Гумилевского в Выставочном зале г. Тулы

Международный день джаза. Концерт «Настроение в стиле джаз» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Выставка «Свояси» во Всероссийском музее декоративного искусства

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru